Лента новостей10
Статья23 февраля , 11:57

На фронте с первых дней. Герой Советского Союза Михаил Твеленёв из Ржаксинского округа прошёл всю войну

К маю 1945 года Герой Советского Союза гвардии капитан Михаил Твеленёв провёл 420 боевых вылетов. Он лично сбил 18 самолётов противника и 28 — вместе с товарищами.

Михаил Твеленёв
Михаил ТвеленёвФото: сайт Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.

На фронте Михаил Твеленёв из Ржаксинского округа — с первых дней войны. Сражался в небе Одессы, Сталинграда, Ростова, Севастополя, Донбасса, Кёнигсберга, Берлина… Он лично сбил 18 самолётов противника и 28 — вместе с товарищами. За проявленные героизм и мужество 23 февраля 1945 года командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант Михаил Степанович Твеленёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Детство и юность

Михаил Твеленёв родился 20 июля 1920 года в селе Перевоз, где и прошло его детство. Семья, где рос будущий Герой Советского Союза, жила бедно, воспитывала мальчика бабушка, у которой было много своих детей.  

После школы, в 1936 году, Михаил уехал в Москву. Там окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем-паровозником в железнодорожном депо Москвы.

В 1938 году юношу зачислили в железнодорожный аэроклуб и рекомендовали в школу лётчиков-истребителей. С 1939 года — в рядах Красной армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

После попал на службу в 69-й авиаполк. Каждый лётный день для него был как праздник. Благодаря своей настойчивости, он первым из молодых лётчиков полка в апреле 1940 года показал отличные результаты в проверочном полёте и получил разрешение на самостоятельные полёты на боевом самолёте И-16.

Война — проверка на прочность

С самого начала войны младший лейтенант Михаил Твеленёв находился в действующей армии. Уже 23 июня совершил первый боевой вылет на штурмовку наступающих войск противника.

В те труднейшие дни он повёл счёт сбитых им вражеских самолётов. Твеленёв поднимал свой самолёт в воздух по 6-7 раз в день. Приходилось одновременно штурмовать врага на земле, вести ожесточённые воздушные бои с его истребителями и бомбардировщиками. В одном из боёв при защите Одессы был ранен.

После госпиталя Михаила направили в ещё только формирующийся 792-й истребительный авиаполк, который находился в Закавказье. В 1942 году Михаила Твеленёва представили к награждению орденом Красного Знамени.

Советские лётчики-асы: Михаил Твеленёв (второй слева)
Советские лётчики-асы: Михаил Твеленёв (второй слева)Фото: сайт Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.

После переформирования полка, Твеленёва в июле 1942 года направили командиром звена 10-го отдельного учебно-тренировочного полка 8-й Воздушной армии. В этой части он пробыл до 30 июня 1943 года, занимаясь подготовкой командиров звеньев. Во время учёбы Твеленёв за день мог совершать до 135 полётов по кругу и до 13 полётов в зону. Никто в полку не мог с ним сравниться в этом. Здесь он получил второй орден Красного Знамени.

Всё это время его не покидала надежда вернуться в 9-й Гвардейский полк, где были его друзья, где он прошёл хорошую боевую школу. В конце концов командование поддержало его стремление. Твеленёв назначен в 9-й Гвардейский авиационный полк командиром звена. Полк вёл ожесточённые бои.

420 боевых вылетов

29 сентября 1944 года Твеленёв представлен к высшей награде — званию Героя Советского Союза. На его боевом счету уже было 290 боевых вылетов, в 110 воздушных боях он лично сбил 16 и в составе группы — 28 самолётов противника.

В наградном листе И. В. Тимофеенко писал: «Сколько бы ни встречалось ему вражеских самолётов, Твеленев никогда их не считал — он уничтожал противника. А уничтожал потому, что обладал высоким мастерством ведения боя…».

В конце 1944 года лётчика направили на 3-й Прибалтийский фронт, войска которого вели бои в Восточной Пруссии. Продолжая участвовать в боевых действиях до последнего дня Великой Отечественной войны, сбил ещё 2 вражеских самолёта. К маю 1945 года Гвардии капитан Михаил Твеленёв довёл число боевых вылетов до 420. Участвуя в 130 воздушных боях, увеличил счёт личных побед до 18. Последние боевые вылеты Михаил совершил 1 и 2 мая 1945 года, а через несколько дней вместе со всеми однополчанами радостно встретил окончательную победу над фашистской Германией.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного Одесского Краснознамённого полка Гвардии старший лейтенант Михаил Степанович Твеленёв был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Среди его наград  — пять орденов Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медали.

Михаил Твеленёв
Михаил ТвеленёвФото: сайт Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.

История одного боя

Михаил Степанович проявлял высокое мужество на фронте в годы Великой Отечественной войны, особенно сражаясь за Одессу: он взлетал прямо с улиц и площадей города. Из легендарного 69-го истребительного полка, в котором сражался Твеленев, вышло 12 Героев Советского Союза. Это был полк советских асов. В одном бою Михаил Степанович проявил не только исключительное мужество, но и высшую человеческую суть… Об этом писала Марина Попович в книге «Автограф в небе» (6+).

Было это в 1942 году. Лётчики выиграли бой и возвращались домой. И тут Твеленёв увидел, что из вновь прилетевшей группы падает наш истребитель, оставляя за собой шлейф дыма. Лётчик сумел выправить самолёт и сел в поле недалеко от вражеского аэродрома. Из-за леса к нему мчались фашистские мотоциклисты. Тогда Твеленев с риском для жизни решил сесть рядом с горящим самолётом, чтобы спасти лётчика.

«Его самолет остановился возле горящего «ястребка». Лётчик мгновенно подбежал и, открыв люк, втиснулся в фюзеляж за спиной Твеленёва. Самолет пошёл на взлёт. Взлетели, пошли низко над лесом, чтобы скрыться от «мессеров». Твеленёв видел, что горючего осталось совсем мало, а до линии фронта не меньше двадцати километров. Пересекли линию фронта, и вскоре показалась знакомая извилистая дорога в лесу. Осталось пролететь небольшой лесной массив, а там — наспех оборудованная взлетно-посадочная площадка полка.

Приземлился Твеленёв последним из группы Буренко. Двигатель остановился на выравнивании — кончилось горючее. Благополучно посадив самолет, Твеленев устало вышел из машины и помог выбраться спасённому им лётчику.

Лётчики полка видели, как, заглядывая в глаза Михаила Степановича, стоял совсем юный худощавый хлопец с голубыми глазами. Вероятно, он думал: как же ему отблагодарить человека, который ради его спасения рисковал собственной жизнью. И ничего не мог сказать от волнения. Михаил обнял его, поцеловал и мягким голосом проговорил: «Живи, друг, сто лет и бей гадов». И, сняв шлемофон, пошёл на командный пункт шаркающей походкой.

На разборе командир полка рассказал о проведённом бое: по донесению разведки, в результате штурмовки 42 фашистских самолёта сожжены на земле и два сбито в воздухе. Наши потери — один истребитель, но лётчика спас Михаил Твеленёв». (Из книги Марины Попович «Автограф в небе»).

Список известных воздушных боёв Твеленёва
Список известных воздушных боёв ТвеленёваФото: сайт Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.

Служба в авиации в мирное время

Михаил Степанович Твеленёв прошёл всю войну, и когда она закончилась, продолжал служить в авиации. В 1950 году окончил высшие лётно-тактические курсы. В период с февраля 1951 года по июль 1965 года был лётчиком-испытателем.

За эти годы много исследований в воздухе провёл Михаил Степанович. На его счету десятки опытных и модифицированных машин. Он одним из первых испытывал высотные скафандры на разгерметизацию, ходил на динамический «потолок», когда машина набирает высоту, словно ракета…

Много летал Михаил Степанович на сложные испытания. Никогда не возвращался из полёта с недовыполненным заданием. Он одним из первых в стране в 1961 году удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Пришло время и строгая медицинская комиссия запретила Твеленёву полёты. Он тяжело и болезненно переживал это. Полёты для Твеленева служили высочайшим источником радостных переживаний, и он с большой болью расставался с ними.

С 1966 года Гвардии полковник Михаил Степанович Твеленёв — в запасе. Жил в городе Щёлково Московской области. Умер 25 апреля 1985 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района. В посёлке Чкаловский на стене дома, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

В год 100-летия со дня рождения

В 2020 году 20 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Твеленёва. В юбилейный год село Перевоз посетила Валерия, дочь Михаила. По её словам, отца всегда тянуло в Перевоз. Бывая в отпуске, он вместе с дочерьми приезжал в родное село. Ему некогда было здесь отдыхать: он косил сено, делал веранду, сарай. Михаил Степанович любил своих земляков, каждому старался помочь. Приезжая на машине, подвозил односельчан в Ржаксу и из Ржаксы, объезжал всех родственников. Нередко здесь задерживался, и дочери даже опаздывали в школу, потому что возвращались домой только в середине сентября. Позже забрали бабушку к себе в Чкаловский, приезжать стали реже.

— И вот, спустя 50 лет я сделала то, к чему стремилась так долго — побывала на родине отца, можно сказать, выполнила свой долг перед ним, — отметила Валерия Твеленева.
У мемориала в селе Перевоз
У мемориала в селе ПеревозФото: предоставлено Валерией Твеленёвой

Валерия отметила, что любовь к авиации у них семейная. Муж Александр — лётчик, окончил тамбовское училище. Сын Михаил, названный в честь деда-Героя, стал лётчиком и даже внук Степан родился в День авиации.

— Я с гордостью говорю, я — дочь лётчика, жена лётчика. Живу в легендарном городке Чкаловский, где почти в каждом доме проживали Герои Советского Союза, космонавты. Меня назвали в честь Валерия Чкалова. Я мечтала стать лётчицей. Папа этого очень хотел, но в седьмом классе у меня, к сожалению, испортилось зрение. И пусть моя профессия была не связана с авиацией, но для меня самолёт — это дом родной. Я в папу по характеру, — рассказала Валерия на встрече с корреспондентом газеты «Знамя труда».

Она подчеркнула, что отец их с сестрой с трёхлетнего возраста учил кататься на коньках, лыжах, велосипеде, играть в волейбол, футбол.

— О Михаиле Твеленёве говорили: на земле медлительный, а в воздухе за ним не угонишься. Михаил Степанович рассказывал, что очень много лётчиков даже не успевали долететь до фронта, погибали. Это и молодёжь без опыта, и первые пилотажники, которые были подготовлены до войны, и привыкли делать правильные пилотажи без хитрости, как на учениях. На мой вопрос: «Как Вам удавалось в бою уходить от обстрелов?», отвечал, что большую роль играла интуиция. Однажды фашисты взяли «в клещи» наш бомбардировщик в Крыму и Михаил Твеленёв один вступил в бой с двумя парами немцев. В этом бою он два самолёта сбил, а два улетели, и освободил наш бомбардировщик, — поделился воспоминаниями Александр Смирнов, муж Валерии. 

Валерия Твеленёва отметила, что её тронуло до слёз то, как на ржаксинской земле трепетно хранят память об участниках Великой Отечественной войны.

Валерия Твеленёва у памятника Михаила Твеленёва в Ржаксе
Валерия Твеленёва у памятника Михаила Твеленёва в РжаксеФото: Татьяна Саяпина

В Ржаксинском округе в селе Перевоз на мемориале золотыми буквами высечена фамилия Михаила Твеленёва и «Золотая звезда». В селе установлена мемориальная доска прославленному земляку. Имя Героя носила Перевозовская основная школа, а после её закрытия — Большержаксинская средняя школа. Мемориальная плита установлена на мемориале в посёлке Ржакса.

Автор:Татьяна Саяпина