На старой фотографии, чудом сохранившейся с начала прошлого века, запечатлены крестьянские женщины в длинных платьях, платках, с детьми на руках. Их лица напряжены, скованы, некоторые отвернулись, натянув платок на лицо. Но это не кокетство – они по-настоящему напуганы.
В Ржаксинском краеведческом музее сохранились материалы об этой фотографии в книге, отпечатанной на простой печатной машинке, «История Ордена Трудового Красного Знамени колхоза «Красный Путиловец» Ржаксинского района Тамбовской области»:
«В 1929 году в селе Тимофеевка объявили сход граждан. Поводом стало проведение радио, о котором шли разговоры уже давно. На столбе возле конторы был прикреплён предмет, похожий на чугунок. К нему тянулись провода. Удивлению граждан не было предела, когда они услышали, что из этого «чугунка» зазвучал человеческий голос.
– Не может быть, – говорили одни.
– Это с крыши бабки Авдотьи кто-то говорит, – предположил пожилой мужик. – А ну, малец, залезь, глянь, кто там голову нам морочит.
Но мальчик спрятался испуганно за отца, который, сжав кулаки, выговорил соседу:
– Тебе надо – ты и лезь».
Этот эпизод из жизни свидетельствует о том, насколько темны и безграмотны были крестьяне в наших сёлах. Жители Тимофеевки поголовно не умели читать и писать. Остро требовалась культурная революция. И в первую очередь – ликвидация безграмотности. На сходе активисты начали разговор о том, что пора всем садиться за парты. Возражений поначалу было много:
– Жили без грамоты и ещё проживём.
Среди населения проводилась разъяснительная работа. Большую роль в организации ликбеза сыграл местный фельдшер Иван Савельевич Яшин, которого на селе очень уважали и прислушивались к его мнению. Постепенно сельчане стали приходить на занятия, а вскоре желающих оказалось так много, что здание школы не смогло вместить всех и пришлось занимать барский дом.
По вечерам, после работы, уставшие за день крестьяне, выводили в своих тетрадях корявым подчерком: «Мы не рабы. Рабы не мы». Если кончались чернила – писали свекольным соком. Читали книги по агрономии, садоводчеству, тем самым получая знания, необходимые для культурного земледелия. Уже к началу тридцатых годов многие тимофеевцы смогли самостоятельно написать заявления о приёме в колхоз.