В 2022–2024 годах на территории России участились случаи поджогов объектов энергетики, сооружений связи и других инфраструктурных объектов.
Вербовщики находят исполнителей через социальные сети, группы и каналы в мессенджерах, предлагают материальное вознаграждение, как правило, около 10 тысяч рублей. Как правило, используют угрозы и шантаж. Завербованный получает задание: найти сообщников, распределить роли, выбрать объект для поджога. По инструкции он приобретает в ближайшем хозяйственном магазине необходимые материалы и поджигает заданный объект.
Очевидно, что такие действия являются уголовно наказуемыми. Законодательство определяет два вида правонарушений: уничтожение (повреждение) имущества; диверсию.
Умышленное уничтожение или повреждение имущества путём поджога, ущерб от которого составляет от 5 тыс. рублей, наказывается исправительными работами либо лишением свободы до 5 лет. Если преступление совершено впервые, подсудимый раскаивается и возместит ущерб, то наказание может быть условным.
Если эти действия направлены на подрыв экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации, тогда они классифицируются как диверсия. Такое преступление наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
Те же деяния, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет. Следовательно, если завербованная в мессенджере группа подростков распределит роли и совместно совершит поджог по заданию лиц с территории иностранных государств, то это уже будет диверсионная группа.
В отдельную группу выделяются преступления, направленные на содействие диверсионной группе. Под содействием понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение диверсий, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, финансирование диверсии. Подобные деяния наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.
Финансирование в данном случае рассматривается, как сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для обеспечения организации, подготовки или совершения диверсии.
Если кто-то из подростков по просьбе друзей идёт за покупкой зажигательной смеси и знает, что они планируют совершить, то он оказывает содействие диверсионной группе.
Так, например, весной 2024 г. в Волгоградской области за поджог нескольких объектов связи задержали преступную группу из шести человек, в которую входили два несовершеннолетних. Задержанные рассказали, что их завербовали иностранные спецслужбы через социальные сети, пообещав за поджог материальное вознаграждение в нескольких десятков тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело по ст. 281 УК РФ (диверсия). Виновным грозит до 20 лет лишения свободы.
В случае поджогов объектов инфраструктуры возбуждаются уголовные дела по статье террористический акт, так как совершение противоправных действий направлено на угрозу жизни населения и дестабилизацию деятельности органов власти. Несмотря на то, что исполнители не знают о таких угрозах, наказание может быть назначено в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.
В январе 2025 года в Ивановской области по факту поджога объекта связи задержан 17-летний гражданин России. Он рассказал, что предложение поступило в мессенджере Telegram — за вознаграждение в 30 тыс. рублей поджечь базовую станцию сотовой связи. Предложение задержанный принял, но ему не хватило денег на приобретение нужной приставки. По факту преступления возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ (терроризм). Подозреваемому грозит до 20 лет лишения свободы.
Важно отметить, что раскрываемость подобных преступлений высока. В настоящее время почти все инфраструктурные объекты оснащены системами наблюдения и сигнализации.
Чтобы обезопасить несовершеннолетних от противоправных действий в целях совершения диверсии и терроризма необходимо объяснять: