Лента новостей
карточек: 44 октября 2021, 09:14

Формируем у ребёнка грамотную речь

Ржаксинский логопед рассказала, что следует делать родителям для того, чтобы у дошкольников и младшеклассников не было проблем с произношением и чтением.

Формируем у ребёнка грамотную речь
Фото: pixabay
1Симптомы, которые указывают на трудности в чтении
  • Не любит играть со звуками и рифмовками.
  • Неправильно произносит или путает звуки в произношении.
  • Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
  • Пропускает части слов (целые слова) при чтении и пытается угадать окончание слов.
  • Не любит читать вслух.
  • Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
  • Пишет буквы и слова задом наперёд.
  • Плохо пишет и обладает плохим почерком.
  • Быстро устаёт.
Симптомы, которые указывают на трудности в чтении
Фото: freepik
2Ребёнок читает медленнее всех. Как помочь?
  • Для освоения умений эффективны не длительные упражнения, а короткие. 
  • Читать несколько раз в день, но по 5-7 минут и ещё и перед сном.
  • Контролировать и слушать чтение, чтобы исправлять ошибки.
  • Не избегать заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упражнения  «Найди отличие?», «Что изменилось?).
  • Чаще разгадывать ребусы, кроссворды,  шарады.
  • Заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Проводить перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
  • Хвалить малыша за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. 
Ребёнок читает медленнее всех. Как помочь?
Фото: freepik
3Критерии оценки
  • Родители должны знать, что существуют нормы звукопроизношения.
  • 3–4 года — (с), (з), (ц) уже должны правильно произноситься;
  • 4–5 лет — (ш), (щ), (ч), (ж);
  • 5–6 лет — (л), (й);
  • до 6–7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствие в речи.
Критерии оценки
Фото: архив редакции
4Речевая азбука для родителей
  •  Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти.     Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык,   делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Достаточно 10–15 минут занятий в день. 
  •  Дыхательная гимнастика — помогает выработать воздушную струю, необходимую     для произнесения многих звуков. Научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие   игрушки, кораблики.
  •  Мелкая моторика — движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики,   тем лучше речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц рук малыша.
  •  В разговоре с ребёнком говорите ясно, чётко, называйте предметы правильно.
Речевая азбука для родителей
Фото: freepik
Автор:Наталия Аносова